Мужчины и богиня любви: 4 самых известных изображения Венеры в искусстве

Мужчины и богиня любви: 4 самых известных изображения Венеры в искусстве

Самые знаменитые шедевры с изображением богини любви и красоты в живописи и скульптуре

Ее воспроизводили в камне и живописи бессчетное количество раз — ни одна женщина в мире не удостаивалась подобной чести. Но парадокс состоит в том, что моделями богини любви и красоты служили тысячи безымянных женщин разных времен и народов. А значит, имя Венеры — это нарицательное имя всего женского рода.

Да и судьба у этой богини вполне ординарная: замужество со вздорным Вулканом, романтически-деловые отношения с Марсом, горячо любимый и взбалмошный сын Амур, соперничество с ненавистной красавицей невесткой Психеей. Словом, суета сует и… вечная жизнь в произведениях искусства, слава, сравнимая разве что с поклонением Иисусу Христу…

Во все времена, начиная с античных, мужчины-творцы создавали свою Венеру на полотнах и в камне — а встречали ее… на улицах, в залах дворцов, на сельских вечеринках, в книжных лавках и в проезжающих мимо пролетках. Поэтому все изображения богини любви и красоты — один большой мужской гимн Женщине.

Сандро Боттичелли и Рождение Венеры

Мужчины и богиня любви: 4 самых известных изображения Венеры в искусстве

…Алессандро Филипепи, по прозвищу Боттичелли, что означает «бочонок», сын флорентийского дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи, стоял в церкви и задумчиво наблюдал за церемонией венчания. Ему было уже около сорока, и юношеское поэтическое восприятие мира сменилось тяжелым пессимизмом. Взгляд известного художника рассеянно скользнул по лицу невесты и вдруг сверкнул живым блеском: юная девушка вступала в незнакомую большую жизнь.

Алессандро всегда умел подмечать детали, именно за психологизм полотен его ценили и при дворе Медичи во Флоренции, и папа Сикст IV в Риме. Сейчас он увидел девушку плывущей на большой морской раковине, стыдливо и целомудренно прикрывающейся руками, на лице — выражение наивности и чистоты. Сбоку ее уже обдувают переплетенные в объятии бог и богиня ветров, еще минута — и импровизированная лодочка перевернется и уйдет в пучину моря страстей. А на берегу юную красавицу поджидает нимфа с покрывалом, вытканным цветами, — она хочет прикрыть эту безгрешную наготу.

Боттичелли так ясно увидел и прочувствовал всю эту сцену, что поспешил выйти из церкви, так и не спросив имени юной невесты. Он уже знал, каким будет четвертое полотно в «свадебной» серии — «Весна», «Палада и Кентавр», «Венера и Марс». Оно будет называться «Рождение Венеры».

Агесандр Антиохский и Венера Милосская

Мужчины и богиня любви: 4 самых известных изображения Венеры в искусстве

…8 апреля 1820 года лопата греческого крестьянина Иоргоса с острова Мелос наткнулась на непреодолимое препятствие в земле. Иоргос отступил на пару метров, но и тут его ждало разочарование: копать было невозможно. Тогда он принялся аккуратно отбрасывать комья земли и через некоторое время обнаружил овальную каменную нишу, а в ней — мраморное изображение прекрасной обнаженной женщины. В левой, поднятой кверху руке она держала яблоко, правой подхватывала ниспадающее покрывало. Крестьянин Иоргос был первым мужчиной, увидевшим Венеру после двух тысячелетий подземного заточения!

А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Мореплаватель Дюмон Дюрвилль, увидев ее в крестьянском сарае, рассказал о шедевре французскому послу маркизу де Ривьеру, тот немедленно снарядил в Грецию судно во главе со своим секретарем Марцеллюсом, с тем чтобы статую доставили ко двору Людовика XVIII. Но Иоргос уже продал Венеру местному священнику, который в свою очередь собирался преподнести ее в дар переводчику константинопольского паши. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Потасовка между двумя сторонами была настолько бурной, что… прекрасная женщина оказалась без рук. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль.

Мужчины и богиня любви: 4 самых известных изображения Венеры в искусстве

1 марта 1821 года статуя была установлена в Лувре и названа по ее местонахождению — Венера Милосская.

Автором этого шедевра, созданного во II веке до н.э., является Агесандр из Антиохии. Кто послужил прообразом монументальной красавицы — остается загадкой. Руки богини ищут до сих пор.

Джорджоне и Спящая Венера

Мужчины и богиня любви: 4 самых известных изображения Венеры в искусстве

Последняя ночь любви стала роковой: в 1510 году в Венеции бушевала чума, горячо любимая женщина была обречена. Но 33-летнего венецианского художника Джорджо Барбарелли да Кательфранко, известного в искусстве эпохи Высокого Возрождения под именем Джорджоне, это не остановило. Он знал, что боль, страх и небытие — ничто в сравнении с истинной любовью, с красотой женского тела, с мягким божественным рассветом, озаряющим его беззащитную ускользающую наготу. Он и сам не раз писал подобный рассвет и эту мраморную, словно светящуюся изнутри, кожу, и эту спокойную, расслабленную позу уснувшей женщины. И пусть она войдет в историю под именем Венеры, не опорочив эротическим откровением истинное имя его возлюбленной!

«Спящая Венера» была написана «под заказ» для патрицианской семьи Марчелло. Но, выполняя заказ, художник словно подводил итог своей жизни, размышляя о полной гармонии женщины и природы, об их сходстве в главном — плавности линий, одухотворенности и обманчивой неподвижности перед пробуждением. Разница состояла лишь в том, что природа — вечна, а это нежное женское тело — обречено. И единственное, что он, художник, может сделать, — увековечить его на полотне.

После свидания с возлюбленной Джорджоне умер, заразившись от нее чумой.

В 1699 году картина «Спящая Венера» поступила в Дрезденскую галерею. Она имела сотни вариаций и повторений в живописи других художников. Время не пощадило шедевр, и только теперь с помощью рентгеновских лучей реставраторы заметили у ног прекрасной спящей женщины маленького Купидона. Но воспроизвести его так никто и не решился.

Франсиско Гойя и новая Венера

Мужчины и богиня любви: 4 самых известных изображения Венеры в искусстве

Мужчины и богиня любви: 4 самых известных изображения Венеры в искусстве

… Донью Каэтану, самую обворожительную придворную даму Испании, поэты во всеуслышание окрестили «новой Венерой». Простолюдинку Пепу Тудо, вдову флотского офицера и содержанку адмирала де Массаредо, так могли называть только шепотом, чтобы, не дай бог, не разгневать ее высокопоставленную соперницу.

Обе дамы — и герцогиня, и простушка — по очереди тайком посещали спальню любвеобильного и зловеще-таинственного художника Франсиско Гойи. Он писал их обеих, объединяя двух красавиц в один пленительный образ. Но этот образ был так далек от пастельно-сладких изображений богини любви и красоты, что назвать картину именем Венеры художник не решился: это была типичная маха — женщина с улицы, живая и веселая, способная свести с ума не только короля, но и самого дьявола!

Кроме того, инквизиция тщательно следила, чтобы на полотна художников-вольнодумцев не проникла обнаженная натура. И Гойя нашел выход: он написал два почти одинаковых полотна для своего друга и покровителя дона Мануэля. Одна картина — изображение обнаженной красавицы-махи находилась за другой — той же махой, только одетой. Дон Мануэль нажимал на специальный рычажок — картины приходили в движение, и на суд изумленной публики представала прекрасная обнаженная женщина.

После эмиграции своего веселого покровителя Гойя предстал перед судом инквизиции… Но картины все-таки не были уничтожены и сейчас находятся в Мадридском музее Прада. Веселые и темпераментные испанцы, умеющие ценить буйство плоти, называют женщину, изображенную на картине, «новой Венерой».

Источник: «Мужчины и Венера», журнал «Академия», март, 2004 год

отсюда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярное

Обсуждения

Обновления

Рубрики

Метки